Искуство

Линия

Внешний контур

РИСУЯ, например, куб, вы можете оценить значение линии для передачи объемного тела на плоскости. Линии, очерчивающие внешние границы куба, предают его силуэт, а линии внутри силуэта показывают характер пересечения плоскостей. Даже если вы захотите нарисовать просто пятно, неважно какого цвета, на стороне куба, для обозначения границ пятна вы станете использовать линию. Иными словами, как только вы изобразите границы пятна - его будет видно. Линией можно изобразить и пересечения плоскостей и границы тонов, ну и конечно же, линией можно изобразить и саму линию.

Начнем по порядку. Если вы задумали нарисовать силуэт объекта, не отвлекаясь на то, что находится внутри силуэта, - вы используете линию для того, чтобы показать, где кончается фон и начинается предмет. Если вы рисуете голову человека на фоне стены, то используете линию для того, чтобы показать, где кончается стена и начинается голова, а также то, что стена - позади головы, даже если бумага абсолютно плоская. Так как все вышесказанное вам уже совершенно понятно, перейдем к следующему этапу: использованию линии для изображения пересечения плоскостей.

Если вы рисуете куб, то будете использовать линию там, где пересекаются плоскости куба. Вы понимаете, почему cовременные художники, рисующие здание, изображают вертикальную линию там, где одна стена встречается с другой. Такой линией художник отмечает место, где верх стола переходит в боковую его сторону. Он рисует ребро, на котором встречаются верхние плоскости стола.

Теперь вы можете представить внутри куба себя, увидеть изнутри и понять, зачем художник проводит линию там, где стена пересекается с потолком, или с другой стеной. Это места пересечения внутренних плоскостей.

Если вы нарисуете цилиндр с плоской верхушкой, то в этом случае вам придется передавать пересечение криволинейной поверхности с прямолинейной. Затем вы научитесь изображать переход от одной криволинейной поверхности к другой такой же криволинейной: например, при переходе грудной мышцы к грудной клетке или при переходе ягодичной мышцы к задней поверхности бедра.

Когда один оттенок резко переходит в другой, границы между ними изображаются также линией. Если вы хотите нарисовать цветной флаг, между полем синего цвета, красного или белого, вы проведете линию, демонстрирующую переход между тонами. Рисуя глаз, вы линией будете отделять зрачок от цветной радужки, а цвет радужки от белого цвета роговицы.

Вы должны помнить, что для современного художника оттенок и тень находятся на равных правах. Он представляет свет и тень как цвет. Там, где более светлый оттенок встречается с более темным, тоже используется линия. Если вы поставите белый куб рядом с окном - источником света, то увидите, что у каждой плоскости куба своя степень освещенности — свой тон. Рисуя куб, вы будете использовать линии, чтобы показать, как плоскость одного тона переходит в другую.

Дальнейшее использование линии позволяет более полно показать облик объекта, по которому линия проходит. Если драпировка полосатая, то линии орнамента расходятся таким образом, что легко понять характер плоскости и изгиба драпировки. Замечательным упражнением для начинающего художника будет рисование драпировок, например, перекинутых через спинку стула. Чем больше там будет полосок -тем лучше. Больше всего подходит шотландский клетчатый плед.

Не менее полезным упражнением будет рисование куска льда с полосками. Так как лед прозрачен, будут видны даже линии с противоположной его стороны. Нарисуйте прозрачный цилиндр и нанесите на передней и задней плоскости спиральную линию. Попробуйте нарисовать прозрачный глобус с меридианами и параллелями как на видимой, так и на невидимой сторонах.

Такая практика поможет вам лучше чувствовать форму предметов, а не только улучшить качество изображения.

При рисовании человеческой фигуры, для того чтобы показать ее очертания, cовременный художник ищет на поверхности тела воображаемые линии, облегчающие процесс построения формы. Очень жаль, что люди не покрыты полосками подобно зебрам, ведь если бы это было так, построить обнаженную фигуру было бы проще. Но мы все же не зебры, и рисовальщики ищут и даже изобретают специальные линии и контрольные точки для облегчения своей задачи. Некоторые из таких линий глазу не видны и являются лишь воображаемыми.

Рисование фигуры человека требует досконального знания основ рисунка. Современный художник помещает воображаемую ленту вокруг шеи, линию на лбу, соединяет представляемые в уме плоскости и в месте их соединения проводит линии построения. Если художник производит линейную штриховку, то их направление может подчеркивать форму плоскости, по которой проходит штриховка. Изучение анатомии художнику необходимо для правильного построения фигуры, для того чтобы знать, какие линии здесь имеют значение, а какие можно игнорировать. Мышцы, например, объединяются в функциональные группы, и при построении фигуры учитываются именно группы мышц, а не каждая мышца по отдельности.

Как я уже упоминал ранее, фигуру легко строить на основе простых геометрических форм. Воображаемые линии на поверхности обнаженной фигуры помогают понять, как тело устроено. Эти линии называются линии построения. Для того чтобы провести линию построения представьте, что насекомое, испачканное в чернилах, ползет по обнаженному телу. Как только вы научитесь правильно строить линии построения, можете считать, что научились рисовать и фигуру. Многие проблемы решаются правильным построением. Например, положение глаз на лице, повернутом в три четверти, связано с профильной линией, делящей лицо на равные части по вертикали.

Линейные средства используются и при изображении перехода тона от светлого к темному. Там, где объект находится в тени - линия толще, а в месте большей освещенности - тоньше.

Если линия совсем тонкая или прерывистая, значит в этом месте освещенность максимальная. На самом деле про линию мы сказали далеко не все, особенно о ее зависимости от плоскости, светотени, особенностей освещения. К этому мы еще вернемся. Однако сказано уже достаточно для того, чтобы вы поняли: у линии множество функций. Если вы рисуете голову, обратите внимание на воображаемую линию, проходящую по вершине верхней губы. Эта линия обозначает не просто перелом плоскости. Она также показывает изменение оттенка цвета, переход от темного (нижняя плоскость верхней губы) к светлому. Как правило, в этом месте будет меняться и освещенность.